РЕЗУЛЬТАТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАЧтобы качественно выстроить бизнес-процесс, важно понимать результат, который мы хотим получить. Потому что от этого зависит набор действий и многие другие факторы.
Попробуйте спросить своих сотрудников: за что они отвечают на работе. Они все назовут свои обязанности, что они делают. "Я отвечаю за продажи. Я отвечаю за закупки, за производство качественной продукции". Это все про процесс.
И только единицы назовут вам конкретный результат своей работы.
Беда в том, что результат - это не равно "хорошо выполнять процесс". Можно быть сильно занятым, постоянно что-то делать и ... не получать результата из месяца в месяц.
Значит нужен фокус.
Это должно быть что-то конкретное, что можно измерить. В штуках, рублях, килограммах, часах. И еще нужны условия качества выполненной работы.
Например, у отдела продаж основная функция - продавать продукцию компании. А вот результат можно описать так:
Выполненный план продаж, с подписанными первичными документами и без просроченной дебиторки.
В такой формулировке есть чёткий фокус на итог работы и понятный критерий для оценки деятельности.План продаж не выполнен - значит, не получили запланированный результат. Да, почти выполнили, чуть-чуть не дотянули. Но не выполнили же, да?
Заказы оформили, отгрузили, но дебиторка висит уже полгода. Вроде и сработали неплохо, но денег компания недополучила.
ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВДальше мы выстраиваем бизнес-процесс, отталкиваясь от желаемого результата. Разбиваем на этапы, каждый этап последовательно разбираем на действия. Кто и что делает? Каким образом? Кому это нужно? А можно ли это убрать или упростить?
Самый простой способ – это на ватмане сделать разметку по этапам и клеить стикеры с действиями сотрудников по каждому этапу. А потом подписать, кто конкретно должен делать каждое действие.
Выстроенный заново процесс нужно зафиксировать где-то. Описать бизнес-процесс. Иначе это останется только в голове у директора или просвистит мимо ушей сотрудников, затрется ежедневными потоками информации.
Самый простой способ –
записать в виде регламента или рабочих инструкций. Можно к ним добавить схемы, чтобы можно было быстро уловить суть процесса.
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫКак внедрять регламенты, чтобы они работали?
В одних компаниях регламентами успешно пользуются, в других регламенты кладутся на полку и покрываются пылью.
Сложность в том, что систему регламентов нужно поддерживать. Причем постоянно. Это значит, что руководители и собственник бизнеса должен будет постоянно помнить об этих правилах, требовать их выполнения, проверять и т.д. Если пропал интерес и контроль - всё, пиши пропало.
Для примера вспомните ПДД (правила дорожного движения). Когда-то их придумали и внедрили, и с тех пор постоянно поддерживают водителей в тонусе.
Самые действенные методы поддержки – это штрафы за несоблюдение и «аудиторы» на дорогах (сотрудники и камеры). Если бы их не было, система бы не работала.
Для быстро растущих компаний я рекомендую нанимать отдельного менеджера по бизнес-процессам. Он будет контролировать все правила, проводить аудиты, актуализировать регламенты.
В небольших компаниях эти обязанности можно делегировать на одного из сотрудников, как дополнительную роль.