Вероника Чмыхова, бизнес-консультант

Как выйти из операционки и перестать решать по 1000 вопросов в день

Когда компания начинает расти, собственник по привычке продолжает заниматься операционными задачами. То есть предприниматель одновременно выполняет несколько ролей: он и собственник компании, и менеджер по продажам, и снабженец, он же контролирует проекты или выполнение работ, и в производстве везде за всем следит.


Шаг 1 - выгрузить операционные задачи в список

Первым шагом я рекомендую сесть и на листочек выписать все задачи, которые вы делаете в течение дня. Выписывать лучше в течение нескольких дней, потому что вы можете слету всё не вспомнить, а постепенно этот список у вас наполнится.

В список вы выгружаете все-все-все рабочие дела и задачи, а дальше начинаете работать с этим списком.

Отмечайте те задачи, которые относятся к операционным. Это процессы продаж, закупок, процессы реализации продукции, реализации услуг, выполнения и оказания услуг или производства товаров. Например, созвониться с клиентом и договориться о поставке, выбить из поставщика скидку, заключить договор с поставщиком/клиентом, проконтролировать отгрузку, провести планерку на производстве, и т.д.

Все что вы отметили - это функции, которые можно делегировать. Я больше скажу, собственнику НУЖНО их делегировать, потому что пока вы их не отдаете - вы не двигаетесь дальше. У вас просто не хватит времени на то, чтобы заниматься основными функциями собственника.

У владельца компании должны остаться функции управления: планирование, разработка стратегии, цели компании, разработка kpi, контроль показателей бизнеса, общий контроль сверху.

Продолжим про список дел.

На каждую задачу вы смотрите и принимаете решение, к какому процессу она относится. Если вы устанавливаете цены на продукцию, то это относится к продажам. Если вы общаетесь с поставщиками, это к закупкам. Ну и так далее.

В итоге в вашем списке будут группы задач по разным процессам. Очень удобно работать со стикерами в этом случае, потому что вы эти стикеры сможете двигать и группировать. Либо можно делать в электронном виде, там тоже удобно написать все задачи, а потом их сгруппировать по процессам, или просто отмечать разными цветами.


Шаг 2 - делегировать то, что относится к операционке

А дальше вы принимаете решение, что из этого можно делегировать, и кому. Понятно, что если компания маленькая, если у вас всего 5 человек, то вы далеко не всё сможете делегировать им.

Смотрите на то, какие задачи у вас сейчас занимают больше всего времени и нанимайте человека под этот процесс.

Если вы много погружены в продажи – значит нужен менеджер по продажам или руководитель отдела продаж. Если вы больше в производстве – смотрите, кто вам нужен там. Нанимая нового человека, у вас должен быть или прирост в выручке/прибыли, или у вас должно освободиться время (а значит вы будете развивать бизнес и найдете способы роста прибыли).


Делегировал, но это все равно требует моего времени

Ко мне иногда приходят предприниматели и говорят: я свои все задачи отдаю, а они ничего не делают. Или делают, но криво, с ошибками.

Нужно разобраться с причинами, почему так происходит.

А делают ли они вообще задачи, которые вы им поручаете?
Если не делают, то почему, что говорят?
А с какой регулярностью вы проверяете выполнение задач?
Что вам отвечают?
Если они не делают, то как это влияет на сотрудника?

Если задачи не выполняются, то проблема может быть либо в самом сотруднике, либо в системе управления.
То есть либо сотрудник неспособен делать то, для чего его наняли, и тогда вопрос - зачем он вам в компании?
Либо ошибка в системном подходе к управлению - некорректно поставлена задача, сотрудник не понимает результатов своей работы, не мотивирован на результат и у него нет регламентов и четких правил.


ЧТОБЫ ВЫЙТИ ИЗ ОПЕРАЦИОНКИ И ЗАНИМАТЬСЯ СТРАТЕГИЕЙ -
ВАМ НУЖНА КОМАНДА, КОТОРАЯ РАБОТАЕТ НА РЕЗУЛЬТАТ

Я подготовила бесплатную инструкцию "7 шагов к созданию команды, которая работает на результат без постоянного контроля".

Забрать ее можно в моем телеграм-канале.