Вероника Чмыхова, бизнес-консультант

Этапы развития бизнеса

Ицхак Адизес описал путь, который проходит каждая компания. Этот путь состоит из нескольких стадий развития бизнеса. Я не буду описывать все этапы (их много), а выделю основные, чтобы вы легко смогли определить, где сейчас находится ваш бизнес.

1. Стадия «Младенчество».

Олег бывший логист и начал работать на себя в сфере грузоперевозок (b2b).
Он ищет грузы, свободные машины, стыкует маршруты и договаривается об оплате. Документами сначала занимается сам, потом появляется девочка-оператор.

Когда Олег перестает справляться с заявками, он нанимает одного логиста, потом второго. Бизнес пошел в гору, но Олег пока управляет всем сам, потому что все на расстоянии вытянутой руки и все процессы в поле зрения.

_________________________

2. Стадия «Давай-давай».

Андрей уже прошел стадию младенчества компании и у него уже 12 сотрудников. Компания производит светильники, есть стандартный ассортимент и заказные позиции.

Основной фокус на этом этапе – продажи. О прибыли Андрей пока не очень беспокоится, важнее захват рынка и наращивание клиентской базы.

Оргструктура в явном виде пока отсутствует, все делают всё. Потому что компании сейчас нужно быть гибкой и не ограничивать себя какими-то жесткими правилами.

Андрей сам управляет всеми процессами и периодически зашивается в операционных задачах. И сотрудники, кстати, тоже зашиваются и им сложно. Но передать дела пока либо некому, либо страшно отпускать все из-под контроля. Да и некогда, бежать надо, ведь это стадия высокой активности. Андрею нужно вырастить свой бизнес, чтобы обеспечить семью и чувствовать себя в безопасности.

Важно: этот этап нельзя называть масштабированием, т.к. еще нет устоявшихся процессов и стабильных результатов. Хотя предприниматели часто путают и называют эту стадию масштабированием. Нельзя масштабировать хаос. Но можно уже делегировать.

________________________

3. Стадия «Юность».

Ирина несколько лет назад организовала бизнес по разработке программного обеспечения. В компании уже 30 сотрудников, есть несколько руководителей отделов. Бизнес уже прошел стадию захвата рынка, и сейчас Ирина хочет стабильности и предсказуемости.

Теперь весь фокус – на прибыль. Ирина начинает анализировать затраты, смотреть на маржинальность и рентабельность.
Появляется четкая структура отделов и распределяются обязанности по сотрудникам. А как еще замотивировать людей на конкретный результат?

Чтобы обеспечить стабильность и отсутствие «качелей» в продажах и производстве, Ирина меняет структуру и вводит систему контроля. Так она снизила количество ошибок сотрудников, которые вели к потерям.

Это стадия наведения порядка в процессах. Когда все взаимодействия делаются прозрачными и у каждого появляется своя зона ответственности.
Ирина многое делегировала на руководителей отделов, за собой оставила только контроль. Теперь отпуск проходит без телефона в руке и опасений за бизнес.

_______________________

4. Стадия «Расцвет».

Сергей давно в строительном бизнесе, компания строит объекты под ключ. Начинали когда-то с местных объектов, отладили технологию и теперь готовы выходить на всю Россию.

Да, этап масштабирования происходит только на стадии расцвета компании. Потому что уже есть четкая структура, понятно кто за что отвечает, есть система планирования продаж и производства. Есть регламенты и инструкции, которыми пользуются сотрудники.

Продажи идут хорошо, прибыль есть, ведется учет основных показателей. Бизнес стабильно дает запланированные результаты. Сергей спокойно уезжает в отпуск с семьей, отдыхает с комфортом в любимых местах.

Сергей полон энергии и сейчас работает над оптимизацией и эффективностью бизнеса.

- Как с тем же составом сотрудников делать больше прибыли?
- Какие сотрудники не дают результата и тормозят развитие компании?
- Как ускорить процессы, чтобы мы могли взять больше заказов?
- Где открыть новые филиалы, а какие лучше закрыть?

В компании появляется система дашбордов с ключевыми показателями, финансовый директор, открываются новые филиалы.

Постепенно Сергей передает управление исполнительному директору, чтобы остаться в позиции акционера и начать работать над новым бизнесом.

____________________

На стадии расцвета компания может находиться долго. Все зависит от действий собственника и его отношения к бизнесу.
Если не удержать компанию на этой стадии, то дальше идут этапы бюрократизации и застоя в развитии. Но не будем о грустном )))

Блог бизнес-консультанта. Вероника Чмыхова